Картина, уже ставшая хитом важнейших российских кинофестивалей, рассказывает о матери и ее сыне-инвалиде
Фильм "Эра", который вышел в широкий прокат 21 ноября, - это полнометражный дебют 31-летнего режиссера Вениамина Илясова из Казахстана. И это его творение уже удостоилось главного приза фестиваля молодого кино "Новое движение", а также награды за лучшую операторскую работу (Батыр Моргачев) киносмотра "Маяк".
По словам режиссера, он написал сценарий "Эры" еще в 2018 году, но в начале 2020-х съемочный процесс приостановился из-за пандемии коронавируса, и наконец в 2024 году фильм показывают зрителям.
По сюжету небогатая женщина бальзаковского возраста по имени Эра, названная так родителями в честь легендарного советского радиоприемника и великолепно сыгранная актрисой Марианной Шульц, едет вместе с сыном-инвалидом Андрюшей в исполнении Геннадия Блинова в отчий дом на Черноморском побережье. Здесь живет ее дочь Саша (Ольга Кавалай-Аксенова), которая совсем не рада приезду матери, оставившей ее в детстве на попечение бабушки.
Эра самоотверженно ухаживает за сыном: кормит его с ложечки, ставит советские мультики и при этом пытается наладить собственную личную жизнь. В отчаянной погоне за женским счастьем она привечает и бывшего зэка Анатолия (Федор Лавров), и нуждающегося в российском гражданстве мигранта Алика (Сейдулла Молдаханов). Эра настолько боится одиночества, что готова стать жертвой аферистов и откровенных проходимцев.
Так и зрителю сначала может показаться, что перед нами очередная проходная мелодрама о нелегкой женской доле, но постепенно становится ясно, что фильм не только об этом. Он наполнен яркими красками восточных ковров, которыми увешан дом, и необычными платьями, что Эра постоянно примеряет на рынке. Съемки проходили в живописнейших местах возле станицы Тамань, так что в картине много красоты, разбавляющей тоску сложной жизненной ситуации. А еще звучит прекрасно подобранная музыка, возвышающая зрителя над где-то банальными коллизиями.
Подобно чеховской Душечке, героиня подстраивается под разномастных кавалеров, стараясь не замечать их недостатков, что обрекает ее на очередную неудачу. Однако Эра находит в себе силы подниматься после каждого падения. Режиссер довольно жестко показывает неприглядную истину наших дней: зачастую проблемы любого человека - это только его проблемы, никто никому не обязан и не собирается помогать. Поэтому и не входят окружающие в положение неприкаянной героини, в отличие от героев похожих голливудских драм.
Хотя показанное на экране иногда вызывает дискомфорт, но постановщику веришь. Недаром, готовясь к съемкам, он посещал хосписы, где много общался с людьми с инвалидностью. А также много репетировал в реале: сажал исполнителя роли сына в инвалидную коляску, заставлял героиню надевать туфли на высоком каблуке и толкать в них коляску по Москве. Это позволило наблюдать невыдуманную реакцию прохожих и подметить ряд полезных мелочей для этой непростой во всех отношениях ленты.
Хотелось бы, правда, большей детализации туманного прошлого героини и других персонажей, которые пропадают и возникают по ходу повествования, как птицы феникс, но в целом у начинающего молодого режиссера получилась красочная социальная драма, которую мы, несомненно, рекомендуем посмотреть.
Не совсем понятно, зачем Эра с сыном приехали решать свои проблемы именно на море, но в нынешнюю серую промозглую осень, особенно под самый конец ноября, фейерверк потрясающих морских видов и переданное ощущение таманской жары - это именно то, что надо, чтобы поверить героине, что "все будет хорошо"!